Зачем нужна постлечебная программа
Наркомания, алкоголизм — тяжелые зависимости, полное излечение от которых требует длительного времени и огромного труда над собой. После того как курс реабилитации завершился, выздоравливающий возвращается домой и лоб в лоб сталкивается с суровой реальностью. От этой реальности он пытался скрыться, когда употреблял психотропные вещества. Построение новой, «чистой» жизни за пределами реабилитационного центра (РЦ) — процесс нелегкий. Бывшему зависимому предстоит трансформировать теорию в практику, то есть применить в повседневной жизни знания, приобретенные в Центре.
Лечение завершено — что дальше?
У многих ребят стерся из памяти опыт жизни без наркотиков и алкоголя, поэтому им, как маленьким детям, приходится все осваивать с нуля. Постлечебная программа нужна именно для того, чтобы ребята смогли найти в себе ресурс и адаптироваться в социуме.
Плохо, если значение постлечебной программы недооценивает сам выздоравливающий или его близкие. В РЦ создается искусственный социум, там безопасно, там всегда предостерегут, научат, остановят. Там нет доступа к алкоголю и наркотикам, нельзя встретить тех, кто продолжает употреблять. А за стенами Центра все это есть! Реальность — это совсем другие условия, где тебя никто не ведет за ручку. Отказаться от соблазнов крайне сложно, поэтому велик риск срыва https://narcological-clinic.ru/articles/sryv-u-narkomana/ здесь можно прочитать.
Постлечебная программа помогает сформировать новое мировоззрение, нормализовать эмоциональный фон, выработать устойчивость к стрессам и соблазнам, и тем самым предупредить срыв.
Как проходит адаптация в социуме
У каждого подопечного РЦ своя история зависимости, но есть и общее — безрадостная картина на начальном этапе трезвой жизни:
- социальные связи разрушены;
- доверие родных и друзей пошатнулось, а отношения с некоторыми из них полностью испорчены;
- учеба прервана, работа потеряна;
- накоплены долги.
Реабилитация вне стен РЦ предполагает восстановление разрушенного жизненного пространства. Человеку предстоит полностью изменить свое поведение, то есть, по сути, выстроить жизнь заново. Это очень трудная задача, и выздоравливающему потребуется мужество и, конечно же, непоколебимая вера. А откуда взяться этой уверенности в собственных силах, если не будет поддержки со стороны? Но родственники зависимого должны понимать, что одной их поддержки на этапе реабилитации недостаточно: обязательно нужна помощь специалистов.
Специалист Центра, который руководит постлечебной программой, всегда находится «в зоне доступа», с ним можно связаться в любое время суток. Это человек, которому ребята доверяют. Его пример доказывает, что изменить жизнь возможно. У него получилось, значит, и у них есть шансы!
Кроме того, ребята нуждаются в помощи психолога.
Рядом с ним выздоравливающий чувствует себя в безопасности. Психолог не осудит, ему можно высказать свои тревоги и сомнения, поделиться мыслями. Он поможет выявить скрытый ресурс, реанимировать старые и обрести новые навыки, сформировать позитивное мировоззрение, проанализироать свои чувства, пережить боль. Психолог делится с ребятами собственным жизненным опытом, проводит тренинги.
Социальная адаптация по сути является продолжением курса реабилитации, тем обязательным звеном, без которого цепь разорвется. Ребята находятся в кругу единомышленников, они понимают проблемы друг друга. Ошибочно полагать, что после прохождения программы гарантированно исчезнут из жизни неприятности, конфликты и прочие травмирующие ситуации, навсегда уйдет душевная боль. Нет, это не так. Но человек приобретет устойчивость и сможет справиться с негативом. Научится по-новому строить отношения с родными, друзьями и окружающим миром.
Специалисты РЦ «Орион» стараются отходить от шаблонов, учитывать индивидуальные запросы ребят. Мы не даем стопроцентной гарантии на полное избавление от пагубного пристрастия, и говорим об этом открыто. Но мы уверены, что у каждого есть возможность вернуться к «чистой» жизни, и результат зависит от того, как человек поработает над собой. Другие смогли, сможете и вы!